ФГУП «КамчатНИРО» и ФГУП «ТИНРО-Центр» при участии Федерального агентства по рыболовству, Министерства обороны РФ, командования Восточного военного округа, Тихоокеанского флота завершило поиски пропавшего в феврале 2011 года научного судна «Аметист». Как сообщил директор ФГУП «КамчатНИРО» Олег Михайлович Лапшин, который координирует поисковую операцию, НИС «Аметист» идентифицирован по названию и размерам.
Из рапорта капитана НИС «ТИНРО» Ф.Ф. Морозова начальнику БИФ «ТИНРО-Центр»:
"Настоящим докладываю о том, что НИС «ТИНРО» с подводным аппаратом на борту (РТНПА «Пантера Плюс») в ночь с 04 мая 2012 на 05 мая 2012 снялась в рейс с заданием найти и идентифицировать в заливе Шелихова в Охотском море пропавшее 11 февраля 2011 года НИС СТР «Аметист».
10 мая 2012 года в 23:00 Владивостокского времени НИС «ТИНРО» прибыло в район поиска и до 08:00 11 мая 2012 изучало гидрометеорологическую обстановку района, течения, их направления и величины, провели гидроакустический поиск объекта в предполагаемом месте исчезновения СТР «Аметист».
Подводный объект был практически сразу обнаружен в координатах:
долгота – 58° 29 7 N, широта – 155°32 4 E.
В 10:15 11 мая 2012 приступили к постановке НИС «ТИНРО» над подводным объектом на якоря. Трудность операции состояла в определении наиболее оптимального курса постановки с учетом сложного характера сильных течений (до 4 узлов), меняющих свое направление и скорость в течение суток, причем поверхностное течение отличалось от придонного по направлению и скорости.
В 12:00 закончили постановку на кормовой якорь-тандем и правый носовой якорь. Погода: ясно, ветер западный 7–8 м/с, волнение моря – 3 балла, поверхностное течение 200°, скорость – до 2 узлов, донное течение – 290° со скоростью до 4,0 узлов.
В 12:15 начали спуск РТНПА «Пантера Плюс». В 12:20 «Пантера Плюс» начал гидролокационный поиск объекта. Сильное течение скоростью до 4 узлов относило кабель-трос в сторону и делало практически невозможным обойти объект по двум бортам. На пути «Пантера Плюс» встречались перепутанные хребтины с крабовыми ловушками, обломки палубных судовых предметов.
Благодаря высокому мастерству команды операторов Тихоокеанского флота удалось поднять РТНПА «Пантера Плюс» вдоль борта на 5 метров над грунтом и 12:50 выполнить видеозапись фрагмента левого борта с надписью «Аметист».
Таким образом, НИС «Аметист» идентифицирован по названию и размерам. Судно «Аметист» стоит на ровном киле и имеет намотку на винто-рулевую группу хребтины с крабовой ловушкой.
После возвращения мобильной части РТНПА «Пантера Плюс» в «гаражную» часть, подводный аппарат был поднят на борт, судно снялось с якорей и последовало в порт Владивосток."